Превратить ресторан в выставочный зал, где проходят полноценные выставки современного искусства, с одной стороны просто, с другой — сложнее: нет эффекта «белого куба», но есть гости, которые не всегда готовы к такому симбиозу. Об опыте открытия арт-ресторана «Особому блюду» арт-директор Untitled и Café Michel рассказала Евгения Шассаньяр.
В 20-е годы прошлого века во Франции и Германии бары и кафе были центрами культурной жизни. И сегодня в Европе есть такие заведения, где концентрируется культурная жизнь, куда стекается интеллектуальная и творческая элита, а также все те, кто открыт к свежим идеям и веяниям. Например, в те же 20-е существовал Kunsttanzbar – пространство, удачно сочетающее в себе бар, дискотеку и выставки современного искусства. Подобные пространства вполне могут конкурировать с галереями, у которых и слишком дорогое содержание (которое не всегда окупается), и малая посещаемость (нет проходимости). Элитарность галерей – с одной стороны, это прекрасно, но с другой – она отпугивает публику.
В России в целом очень мало коллекционеров, и рынок искусства только начинает развиваться. Я считаю, что помогать этому развитию нужно, уходя от элитарности и закрытости.
После моего приезда в Москву – а я долгое время жила в Париже – я организовала несколько выставок в Café Michel и получила много хороших отзывов. Для меня это была любопытная попытка интеграции современного искусства в классический интерьер. Выставки в ресторане – это инфоповод и интересное событие для постоянных гостей заведения, для меня они – пиар-акция для развлечения и привлечения публики. Гостями произведения современного искусства, которыми я украшала стены ресторана, воспринимались, скорее, как смена декораций. Однако, были и ценители искусства, которые очень точно комментировали выставку.
Потом появилось полноценное пространство, сочетающее кулинарию и искусство - Untitled. Это гибридное пространство позволяет создавать экспозиции с правильным кураторским подходом, но в тоже время уйти от понятия «белого куба» (white cube), которое изолирует искусство от реального мира.
Меня мучают постоянные опасения, что одно затмит другое, что столы и стулья будут мешать, выбиваться из экспозиции. Cуществуют и другие трудности – и концептуальные, и практические - в смешивании двух несовместимых вещей: здесь и непонимание, иногда злость, иногда радость, иногда даже слезы. Гибридное пространство позволяет делать это каждый день – люди могут просто зайти и пообедать, и неожиданно открыть для себя новый мир!
Некоторые художники воспринимают существование такого рода пространства как надругательство над чистым искусством, использование его в целях коммерческого продвижения. Но это не так. Когда авангардность предствленных произведений стоит на том же уровне, что и качество продуктов и вина, они сожительствуют, а не работают в подчинении одно другому.
Многие кураторы, интересующиеся альтернативными практиками, наоборот приходят с идеями создать что-то новое и неизбитое на базе Untitled. Им интересно поспорить со сложностями пространства.
Современные практики включают в себя и огромное количество экспериментов с кулинарией. Кулинария сама по себе – эфемерное искусство – это смесь продукта, концепции, таланта и технологии. От футуристических банкетов до фуд дизайна – история современного искусства пронизана примерами содействия двух стихий. Пища, продукты питания – одновременно символ глобализации и проблем социальных и политических.
Все это очень и очень интересно. Я слежу за всеми проектами, которые пытаются делать что-то подобное. Например, за The Hole, Hole Foods в Штатах – с идеей восстановить дух The Factory Ворхола.
Не пропустите самое интересное! Следите за нашими новостями в Telegram, VK и Facebook